Статьи

2010Все статьи за 2010

29.04

О чудозвонах и о вреде подросткового мышления

Из тех кризисов, что мы переживаем по ходу жизни, последствия двух частенько «убивают» в человеке задатки предпринимателя. Может быть, поэтому и говорят, что в обществе не более 2-5% людей являются потенциальными предпринимателями?..

Первый подобный кризис – самый ранний; наступает, когда разрушаются представления ребенка о себе, как о центре вселенной. Человек рождается эгоистом. Чем больше он эгоист в младенчестве, тем легче он переживает этот сложный для себя период: период полной зависимости от действий окружающих людей.

Это нормально, как нормально и последующее «излечение» от эгоизма – при помощи родителей, или от внезапного осознания того, что эгоизм, как способ «жить легче» себя исчерпал, а в арсенале появились другие, более эффективные способы.

Не нормально, если младенческим способом получить от жизни свое, начинает пользоваться взрослый человек.

Олег Тиньков сказал, что важный секрет бизнеса заключается в том, чтобы просто удовлетворять клиентов. Аркадий Лопухов, услышав эти слова, добавил, что это, пожалуй, главный секрет бизнеса.

Любой предприниматель знает закон: хочешь получить, сначала отдай.

Предпринимателя рынок вынуждает все время думать о нуждах потребителей – то есть, о том, как удовлетворить других людей. Предприниматель договаривается с другим взрослым человеком по технологии win-win: выискивая способы сделать так, чтобы довольными остались обе стороны.

Для «взрослого младенца» - эгоиста все это – тайна за семью печатями. Он по-прежнему пытается получить от мира все, не давая взамен ничего. Он даже не способен думать в направлении «что хотят люди», он всегда думает в направлении «что хочу я». Он пытается манипулировать, а столкнувшись с препятствиями – срывается на крик и угрозы. А в этом его крах, как потенциального предпринимателя.

Посему бизнес (как, впрочем, и секс) - закрытые для эгоиста темы. Темы, сулящие жизненные разочарования. Он не понял главного правила: хочешь получить – сначала отдай.

Думаю, что одного-двух своих знакомых разглядел любой читатель за этим описанием.

Но один-два из нескольких десятков знакомых – это не очень много. Почему же такое малое количество людей (2-5%) потенциально способны к созданию и ведению своего бизнеса?..

А потому что впереди нашего подрастающего младенца поджидает другой, ещё более опасный кризис, о который почему-то спотыкается несоизмеримо большее количество людей.

Это подростковый кризис.

Этот период характеризуется тем, что:

- существующий мир во главе с родителями признается подростком никуда не годным. Семейные ценности отвергаются. Мир следует переделать.

- подросток начинает задумываться над тем, что он от этой жизни хочет получить, но по старой привычке продолжает требовать всего этого – у родителей (учителей, воспитателей – одним словом, у взрослых, от которых он все всегда в жизни получал).

И заканчивается этот период – отрывом от родителей (хотя бы, ментальным), и наступлением самостоятельности, когда человек начал осознавать, что родители ничего не должны, что большой дядя не придет, и ничего не даст…

Все от тебя зависит, и лишь тобой в твоей жизни делается.

Точнее, этот период ДОЛЖЕН БЫ так закончиться – по замыслу природы. На практике же с этим гораздо сложнее.

Я Вам приведу типичные фразы взрослых подростков – а вы оцените, сколько у вас таких знакомых в процентном соотношении.

Случается ли так, что и вы сами нечто подобное произносите?.. ;-)

И сколько остается других – тех, которые повзрослели не только по календарю – но и фактически…

Итак, большой подросток – это тот, кто говорит:

- Мой начальник не ценит меня по достоинству, мне мало платят.

- Государство не заботится о малом бизнесе. Чиновники все разворовали. Во власти ужасная коррупция.

- Мои родители ужасные люди. Им нельзя доверить ребенка. Они мне жизнь сломали.

- В стране нет демократии! Президент марионетка! Нет свободы слова! Нет свободной прессы!

- Михалков не умеет снимать кино! Он ездит с мигалками! Его барство всех достало! Его отец написал гимны сразу про трех царей!

- Вы подумайте, Пугачева еще поет!..

- Это ФСБ взорвала метро и подбила самолет президента Польши.

- Все бабы – …

- Все мужики – …

И, наконец, лебединая песнь подростка (этот подросток уже седой и с палочкой):

- Ну, и молодежь пошла! Ужас какой-то! Для них же ничего святого нет! Им же только пить, курить и играть на компьютере! Куда катиться мир, боже мой!..

Заметили, что объединяет все эти высказывания?..

Все эти высказывания о том, что мне (тому, кто это произносит) – плохо (не уютно, не комфортно…), и в этом кто-то ДРУГОЙ ВИНОВАТ. Кто-то другой: НЕ Я. То есть, мне плохо, а я по определению ничего изменить не могу – потому что виноватые где-то ТАМ… Далеко. А я очень умен и образован, я все понимаю, но только не могу же я их ТАМ достать, и заставить что-то для меня сделать?..

То есть… я хочу от жизни вот это получить, но все эти люди, от которых все в моей жизни зависит, почему-то не несут мне это на блюдечке с голубой каемочкой. Они должны и они не несут.

В этой ментальности такая разумная, действующая и творящая свою жизнь фигура, как «Я» отсутствует. «Я» - этакая, ни к чему не способная, но и ни в чем не виноватая, ждущая с протянутой рукой, и не получающая, наблюдающая, но ничего не меняющая – субстанция.

Человек взрослый, переживший подростковый кризис, просто не успевает подумать «кто виноват», даже не потому, что понимает, что в его жизни виноватый всего один…

А просто потому, что он все время что-то делает. Он – меняет свой мир реально, и ему разговаривать просто некогда.

Да, он не успевает ВСЁ. Предположим, он бизнесмен, и делает бизнес. Тогда он не успевает заниматься политикой. А тогда он и не говорит о том, кто и в чем там виноват.

Он отвечает за то, за что взял на себя ответственность: за свой бизнес, за своих сотрудников и за свою семью. И не лезет в сферу чужой ответственности, которую он на себя не брал, и в которой, поэтому, не властен что-либо изменить.

Но если политика (вкупе с «отсутствием свободы слова» и пр. благ «демократии») его волнует сильнее, так, что не говорить об этом не может – он, взрослый человек, бросает бизнес, идет в политику, и там что-то делает.

А если его еще сильнее беспокоит, куда Михалков дел «наши налоги» - тогда он идет снимать кино. И тогда уже он ничего не говорит про бизнес и про политику.

Доверяя тому, кто взял на себя ответственность в этих сферах.

Подросток же, независимо от его возраста, 14 или 41 – будет вечно рассуждать о том, как неправильно все делают взрослые люди, взвалившие на себя ту или иную ответственность.

Только если в 14 это еще простительно, то к 25 такого человека обычно называют обидным словом… как бишь его?.. - «чудозвон», по-моему. И с этого момента на нем можно ставить большой жирный крест, и прогнозировать, что между датами его рождения и смерти будет только ти-ре.

А его рассуждения о свободе слова и демократии в стране, равно как и рассуждения о бизнесе и о Михалкове, будут быстро забыты его потомками: ибо ведь, вот чего-чего, а чудозвонов хватит и в их поколении.

Может не хватить политиков, дворников или пожарников, но чудозвонов хватит с гарантией.

Почему же такой человек не способен к бизнесу?..

Да потому, что бизнес – это та сфера деятельности, где всегда надо понимать, анализировать, и делать выводы из СВОИХ ошибок J.

Понимание и анализ чужих ошибок там ни к чему не приводит вообще, а сваливание вины за неудачу в бизнесе на обстоятельства или на других людей – приводит к краху бизнеса.

А подросток про СВОИ ошибки не знает. Он вообще не догадывается о том, что он – не безгрешен, и совершает ошибок не меньше, чем яростно (и заметьте – всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ J) критикуемый им Папа-мама-учитель-начальник-Путин (и далее везде: Сталин, Михалков, лица не его национальности, мировой заговор, империалисты-капиталисты, коммунисты и женщины за рулем или без руля).

Если он начнет делать бизнес – бизнес развалится, и он охотно вам расскажет, кто в этом виноват. И это никогда не будет он сам. Кто угодно: чиновники, партнеры, бандиты, конкуренты – одним словом все то, что взрослый предприниматель считает «внешней средой», которую он не меняет, но учитывает в своем бизнесе. Принимает в расчет.

У предпринимателя-подростка внешняя среда считается не правильной, и назначается виновной в его неудаче. А сама его неудача – является твердым доказательством того, что бизнес в России честным путем создать невозможно. Чему он и учит подрастающие поколения.

Поэтому, господа, если вы и себя ловите на подобных высказываниях – имейте это ввиду, пожалуйста. Никому ваши рассуждения о политике не нужны (кроме вас: ибо для вас они, как оправдание бездействия). И если вы о ней так много говорите – может быть, вы и есть тот, кого нам ТАМ не хватает?.. J

И может быть стоит пойти туда, чтобы во всем разобраться самому?..

А если, по-вашему, не стоит – так и не звените. Вы же не колокол. Вы человек.

 

Людмила Лунькова

www.mkp-club.ru -при перепечатке ссылка на автора и на сайт обязательна

Подписаться на газету, чтобы получать свежие статьи и новости клуба по почте, можно тут: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.speak (слева под названием кнопка "Подписаться")

Простите, Людмила, согласиться не могу. Внешняя среда для предпринимателя не только фактор, который необходимо учитывать. Это еще и реальный уровень дохода, который можно извлечь в конкретных обстоятельствах. При завышенном налогообложении и цене на ресурсы, общей нищете населения ограничиваются потребности основных потребителей на уровне брюхо набить и валенки купить. Именно этим задается реальность, а не усилиями предпринимателя. То есть - хочу купить "Мерседес", но не имею возможности, хочу купить козу, но не имею желания... Спрос диктует, реально существующий платежеспособный спрос.
Все зависит от точки зрения. С другой точки зрения, можно назвать всех бизнесменов лузерами, неспособными поменять что-то в этой жизни, осудить их в соглашательстве с той системой, которая сложилась, с теми налогами что они платят, посетовать, что они не идут в политику чтобы срочно что-то менять. Ведь они могли бы и не платить столько налогов, скажем, в первые годы деятельности, когда фирма только развивается, выплачивает за лизинг за офис итп итд, а начинать платить налоги, когда основные средства производства будут закуплены, коммуникации подключены и оплачены итп. (это я оглядываюсь на опыт Китая, где государство старается быстрее и как можно более бесплатно подключать коммуникации, чтобы поскорей начинать собирать налоги) Но подавляющее большинство предпринимателей не делают этого, они понурив голову соглашаются и платят. Можно было бы так же посчитать это "не-взрослым поведением". Но все прекрасно все понимают. :)
Людмила,здравствуйте! Отвечаю Вашему гостю: Не спрос диктует, не платёжеспособность,извините,пожалуйста,а Ваше мышление. Диктует ПРЕДЛОЖЕНИЕ--и появляется СПРОС. Знаете притчу: Отправила фирма двух продавцов обуви в Африку. Через некоторое время получили 2 телеграммы: в одной такой текст--продаж нет. обувь не нужна, здесь все ходят босиком; в другой прочитали---шлите много-много обуви.здесь все ходят босиком. Так что сами решайте,есть ли спрос или нет.

Добавить отзыв