Статьи

2009Все статьи за 2009

19.10

Сергей Выходцев, предприниматель года - 2008, в гостях у МКП

Сергей Выходцев начал встречу в Московском клубе предпринимателей с небольшого социологического опроса.

Он попросил поднять руки тех, у кого есть бизнес. Разузнал, какой процент собравшихся являются членами МКП. Выяснил, кто занимается бизнесом больше 5, и больше 10 лет. Поинтересовался оборотами в долларовом эквиваленте.

И вынес вердикт: «Уже не ларечники, но еще не олигархи… Или олигархи-лайт. Я в правильном месте!»

Мы с Аркадием Лопуховым очно познакомились с Сергеем Выходцевым на конкурсе «Предприниматель года – 2008», где Сергей победил и стал лучшим предпринимателем в России в 2008 году, хотя заочно я узнала сначала про бренд «Быстров», а затем про его владельца, еще в 1999 году.

Затем мы встретились на Селигере, когда Сергей Выходцев, прилетевший на встречу со сменой «Ты предприниматель!», зашел в шатер МКП со словами «Хочу познакомиться с Московским клубом предпринимателей. Наслышан».

И там мы пригласили Сергея на одну из наших встреч, и он пришел, хотя в это время находился на Байкале, и прилетал в Москву специально на встречу МКП.

Сергей начал заниматься бизнесом на 2 курсе института.

Свой первый знаменитый на всю страну брэнд «Инвайт» (помните? – «просто добавь воды!») он продал еще в 1998 году на Запад.

И в 1998 году начал создание второго, не менее знаменитого брэнда «Быстров» - каши быстрого приготовления.

Сейчас, когда во всю продаются «Бочкарев», «Дымов», «Мягков», «Савинов», «Солодов», «Колбасофф», «Мясоедов», «Носкофф», «Холстофф», «Приправкин», «Утоляев», «Сундукофф»…

- называть так брэнд стало не оригинальным, и Артемий Лебедев по поводу подобных названий ругается на великом и могучем.

Но это казалось ново и интересно, когда в посткризисные годы 1998-99 выходили на рынок Тиньков с брэндом «Тинькофф», Коркунов с одноименным брэндом, и Выходцев с брэндом «Быстров».

(Кстати, обратите внимание, что все три брэнда родились в «страшные» кризисные годы… Когда люди говорили только о кризисе, и появился анкедот: «Хочу сделать банковский вклад, куда мне обратиться? – К психиатру»).

Только если Тинькофф и Коркунов назвались по настоящим именам владельцев, то «Быстров» - выдуманная фамилия, отражающая качества товара.

Разработкой «Быстрова» занимались, в том числе, люди, которые впоследствии основали рекламные агентства, являющиеся ныне лучшими «брэнд-мейкерами»: MILDBERRY и DEPOT WPF.

Сергей Выходцев, как и Олег Тиньков, имеют иную стратегию, нежели чем наши предыдущие гости Дмитрий Новиков или Артемий Лебедев.

Он создает бизнес, выращивает, и на пике успеха продает. «Моя задача – постоянное движение вперед. Я не прирастаю к одному бизнесу», - говорит Сергей.

Так что, Сергеем Выходцевым мы «открыли» в Московском клубе предпринимателей еще один подвид бизнесмена :).

Итак, в 1998 году Выходцев продал «Инвайт» западной компании, и решил создать каши быстрого приготовления, прежде всего, для себя. Он вел активный образ жизни и часто не успевал вовремя поесть, а приготовление каши из пакетика не требует больших усилий, и сам продукт полезен для пищеварения.

Так родился «Быстров». Компания пережила трудный 1998 год, когда деньги были уже вложены, а продажи еще не начались, и с 1999 начались продажи и бурный рост производства. Если в 1999 производилось 50 тонн продукта в месяц, то в 2000 – 300 тонн в месяц.

Позже Выходцев продал «Быстров» и приступил к созданию своего нынешнего детища – овса, который можно… пить :).

На эту идею его натолкнуло его участие в разработке продуктов питания для космонавтов, а так же интересное блюдо, которым его угостила деревенская старушка в Карелии – кисель из овса.

Продукт понравился Сергею по вкусу (только на встрече МКП, ведя свой рассказ, Сергей по ходу дела выпил несколько баночек J), к тому же, он весьма полезный, поскольку содержит растворимые пищевые волокна овса и биозакваску (те самые бактерии, которые так необходимы для хорошего пищеварения).

И тогда начались опыты по производству продукта. Однако многие опыты по его промышленному производству провалились, пока, наконец, удалось воспроизвести оригинальный карельский рецепт, и получился «Velle», который нынче можно купить в продовольственных магазинах на полочке с йогрутами.

Люди думают, что и Velle, как соседствующие с ним на полке йогурты, содержит молоко. Сергей официально заявил: ни грамма. Это био-овсяный продукт, созданный на основе овса.

Как говорит Сергей, Velle – один из самых перспективных его продуктов. Известно, что молоко не очень полезный продукт для взрослого человека (после 7 лет оно практически не усваивается), и бизнес из него потихоньку уходит, а у сои, которой стали кое-где заменять молоко, свои проблемы. Овес – это выход. И у Velle уже есть патенты на производство в 14 странах.

Лет через 25 можно рассчитывать на миллиардные продажи продукта по всему миру.

Что помогает Сергею строить успешные бизнесы?..

Вот принципы, или, если хотите, секреты, которые Сергей озвучил на встрече, и которые, возможно, являются фундаментом его успеха.

Люди. Сергей попросил поднять руки тех, кто считает людей главным фактором успеха в своем бизнесе. Пожалуй, половина присутствующих подняли руки.

«Вы совершенно правы», - сказал Сергей. И добавил вышеприведенную фразу про инвестиции в людей.

«Нынешние TOP-менеджеры Velle, были менеджерами среднего звена в «Быстрове». Они должны будут остаться в Velle после продажи компании. А среднее звено – я заберу с собой в новый проект. Они возглавят новый проект, и станут топами там».

Где брать людей? – Выращивать. Только выращивать внутри компании.

Как стимулировать? – Опционы. Доля в компании. Тогда люди понимают, за что они работают.

Ценности, корпоративная культура и миссия. «Ценности настоящего предпринимателя, - считает Сергей, - далеко не материальные. Настоящий предприниматель складывается из видения и веры».

Корпоративная культура это то, что мы делаем лучше других. В организации всегда есть люди, которые являются носителями вашей корпоративной культуры. Ищите их, и поддерживайте.

«У нас с вами, как наиболее передового бизнес-сектора, есть общая миссия, оставить на этой Земле такую бизнес-модель, которая перестанет Землю разрушать», - говорит Сергей.

План. «Без плана можно только бредить. Если вы идете туда, не зная куда, соответственно вы туда и придете, не понятно с кем и непонятно зачем».

План должен быть пошаговый – из точки «А» в точку «Б» с прописанными шагами.

Объективная оценка. Избегайте категорий хорошо-плохо, лучше-хуже. Надо измерять, в чем угодно – мартышках или попугаях. И говорить не просто «лучше», а «лучше, потому что, было две мартышки, а стало три».

Много работы. Рабочая неделя Сергея Выходцева сейчас составляет 6 дней в неделю, а совсем недавно была 7 дней. Время работы – примерно 12 часов в сутки.

Как обычно, нашлись люди, которые спросили, как Сергей относиться к идее о том, чтобы правильно выстроить систему бизнеса, чтобы бизнес сам работал и приносил прибыль, а Сергей отдыхал на каком-нибудь острове, изредка получая отчеты по мобильному телефону J.

Сергей внимательно и с интересом слушал, а потом ответил: «Вы нарисовали картину, которую мне не удалось реализовать. Звучит заманчиво. Но на первом этапе существование проекта без предпринимателя невозможно».

Отношение к делу. Наверное, отсюда вытекает отношение к делу.

Заниматься 12 часов в сутки 6 дней в неделю тем, что ты искренно от души не любишь – просто невозможно.

Нужно делать то, что любишь делать.

«Если в течение 2-3 дней – недели вы понимаете, что дорога в офис стала непреодолимой чертой, надо завязывать с этим делом», - говорит Сергей.

Деньги. «Денег нет никогда, ни у одного предпринимателя».

В этом смысле Аркадий, бывало, удивлял начинающих предпринимателей, которые приносили ему бизнес-проекты и просили инвестиции, фразой: «Денег у меня вообще нет».

И когда те удивленно хлопали глазами, дескать, зачем же меня согласились выслушать, Аркадий добавлял: «У предпринимателей не бывает свободных денег. Деньги всегда в работе, и быстро оттуда не достаются. Но если проект действительно хорош, деньги легко найти».

«Знаете правило инвестирования стартапов?.., - спросил Выходцев. Как в маркетинге есть 4 «С», так в инвестировании работает 4 «F»: family, friends, founders, fools. В переводе получается: семья, друзья, вы сами (основатели бизнеса) и дураки. Кто-то из них может дать денег начинающему».

Однако Сергей подчеркнул, что он и сам может инвестировать интересный проект, и есть венчурные фонды и бизнес-ангелы, и даже целые союзы бизнес ангелов, которые легко найти в сети.

Добрый бизнес. «Я не призываю вас побелеть, - говорил Сергей, - но все сомнительные бизнеса ведут к сомнительному результату. На свете есть много способов заработать. Наркотики, оружие, проституция для меня ни при каком раскладе не интересно, какие бы прибыли там не были. Делая позитив, вы получаете позитив. Делая негатив – негатив».

И ещё: «Негативный бизнес долго не живет. Вы можете работать без зарплаты сами. Но вы не можете оставлять без зарплаты свой персонал».

А я вспоминала дискуссию по этому поводу с Владимиром Константиновичем Тарасовым. Он прочитал мою статью, которую я написала по телепередаче, которую случайно увидела, о том, как стать богатым. Статья называлась «9 из 10 законов богатства», а передача, по-моему, «10 законов богатства».

Моя рука и моя голова к этой статье относились только постольку, поскольку я посмотрела ту передачу, и ее, как можно более подробно изложила на бумаге. То есть, это не мои мысли (мне бы не пришло в голову писать законы богатства до тех пор, пока я не могла бы назвать себя богатой; а до сих пор я могла себя так назвать, если только пребывая в философской задумчивости :)).

В передаче опрашивали богатых людей, успешных предпринимателей, и наоборот, бедных людей – о том, что помогло им стать таковыми.

А я все их ответы законспектировала в статье.

Так вот, недоумение Тарасова вызвал «Закон честности». Который формулировался так: «Наши дела – бумеранг: они возвращаются к нам. НЕВОЗМОЖНО построить богатство нечестным путем (я говорю цитаты из фильма – не свое мнение :)). Деньги НЕ ТЕРПЯТ лжи, предательства и воровства (снова цитатка :))».

«Неужели вы действительно так считаете?!», - восторженно удивлялся Владимир Константинович подобно тому, как Воланд допрашивал театрального буфетчика: «Неужели в Москве есть нечестные люди?!»

Но, справедливости ради, то, что я считаю, я на эту тему никогда не писала; а в статье лишь конспектировала стенографическим методом то, что слышала по телевизору :).

А вот Сергей Выходцев именно так искренно считает. Так что, Владимир Константинович мог бы в его лице встретить достойного оппонента :).

 

К слову, вспомнила один анекдотец.

В прежние времена, совсем уже прежние, был у меня один знакомый предприниматель, из тех, что водились в 90-е, а потом как-то все вывелись... очень забавный. Типичный такой новый русский, экипированный всеми положенными цепями, кольцами, пиджаками и мобильниками. Точнее, я у него консультировала один проект. И вот он русский язык знал не очень хорошо (как впрочем, и все другие науки), но где-то услышал слово «оппонировать» и прямо влюбился в это слово :).

И с тех пор употреблял его к месту и не к месту.

А на день рождения друзья подарили ему какой-то там эксклюзивный пистолет, которым кто-то там из знаменитых стрелял (я не очень хорошо разбираюсь в оружии :)). Пистолет был в нерабочем состоянии (ствол был залит металлом), но с виду выглядел очень даже внушительно.

И шеф с этим пистолетом не расставался. Он его доставал даже на переговорах с испанцами – но не с какой-то целью, а случайно, просто потому, что привык им размахивать.

И вот, как-то раз, он услышал от менеджеров, что один клиент был недоволен обслуживанием в его фирме. С грохотом распахнув дверь моего кабинета, он громовым голосом произнес: «Пригласи мне ИП Петрова!»

«Зачем?», – поинтересовалась я постольку, поскольку как раз выяснила отношения с этим клиентом, и он уже был доволен и спокоен.

«Я ему буду оппонировать!» - заревел мой шеф, размахивая пистолетом… :)

Но это лирическое отступление, вернемся к нашей теме.

 

Отношение к неудачам и ошибкам. «Только научившись падать, человек пойдет. И мой главный навык – вставать с колен и идти дальше», - говорил Сергей Выходцев.

Огромное количество компаний не выживают именно потому, что владельцы устают вставать с колен и идти дальше…

Упал – и легче уже остаться на коленях :).

«Если мои ТОП-менеджеры не делают ошибок, - говорит Сергей, - я задаюсь вопросом, а что они вообще делают?..»

Что же придает силы, так относиться к жизни?.. «Дети – лекарство от всех самых больших разочарований. Эти глаза и этот вселенский оптимизм вызывают желание двигаться дальше», - говорит Сергей.

 

Закончив встречу в МКП, Сергей снова сел в вертолет и улетел на Байкал. Там он основал фонд «Чистый Байкал» вместе с Д.Д. Дроздовым.

«У каждого человека есть такое место на Земле, где ему хорошо, и где он отдыхает душой. Для меня это Байкал. У вас такое место тоже есть – обязательно найдите его», - сказал напоследок Сергей. 

 

Аудиозапись встречи МКП с Сергеем Выходцевым доступна для прослушивания членами клуба на сайте МКП.

 

Людмила Лунькова

www.mkp-club.ru

При перепубликации ссылка на автора и на сайт обязательна

Спокойной ночи, Сергей Владимирович.