Статьи

2009Все статьи за 2009

13.04

Мне не нужны академии! Каждый гасконец с детства академик!..

Я периодически получаю по почте такой вопрос:

«Людмила, вот вы с одной стороны плохо отзываетесь о некоторых тренерах, а с другой стороны, сами же предлагаете участвовать на тренингах. Можете ли вы пояснить, в каких случаях вы рекомендуете участвовать на тренингах (или отправлять обучаться свой персонал)?.. Или это не нужно никогда?..»

 

А в чем вопрос?..

А действительно, в чем вопрос?.. В мире нет вообще ничего такого, чему не нужно было бы, так или иначе, учиться. Ребенок рождается, не умея даже ходить. Учиться, конечно, надо – тут вопроса нет.

Моя такая противоречивая позиция связана только с тем, что сейчас такое время, что если в час пик на одной из оживленных улиц Москвы вы поймаете 10 человек, то один из них непременно окажется тренером, второй консультантом, третий коучем.

И практически все они работают на предпринимателей (то есть, у них даже реально есть заказчики). Я знакома с одним предпринимателем-чудаком, чей бизнес фактически перестал существовать (ну, ведь нельзя назвать бизнесом то, что уже полгода не приносит прибыли?..), зато он нанял сразу консультанта, коуча и тренера для персонала – чтобы они поправили дело…

При этом сам он взялся создавать новый бизнес - учится быть бизнес-тренером.

Будучи сама в прошлом бизнес-консультантом (правда, в отличие от нынешних, я зарабатывала только процент от той прибыли, которую получала компания непосредственно от моих действий и нововведений), я отлично представляю себе предпринимателей-заказчиков.

И могу сказать, что многие из них теряют деньги на своих коучей и тренеров напрасно.

Причина этого в 50% случаев состоит в самих заказчиках. Привлекая тренера (коуча, консультанта), они не могут сформулировать задачу конкретно. Но если вы им чуть-чуть поможете, и зададите такой вопрос: «Правильно ли я понимаю, что вы хотите получить большую зеленую таблетку, которую выпьете на ночь через 2 часа после еды, и наутро проблем не останется?»

Они ответят: «Да! Точно!»

То есть, они ждут от тренеров-консультантов-маркетологов чудодейственных эффектов (подсознательно, конечно). А такого никогда не будет. Даже если взять только действительно хороших консультантов, то самый трудолюбивый из них будет много и упорно работать, чтобы заработать эту самую прибыль.

Ну, а самый умный, изучив ваш бизнес, просто даст несколько действительно дельных советов, что вам нужно сделать.

Но все равно, как правило, для того чтобы заработать прибыль, кому-то – консультанту, вашей команде или лично вам – придется много и упорно работать.

В других 50% случаев виноват окажется консультант (тренер, коуч). Потому что, открою вам страшную тайну: среди этих людей немало тех, кто просто не может найти работу по специальности, или уже потерял работу во время сокращения штата, а потому назвался консультантом.

И, честно говоря, мне ничуть не жаль их клиентов (даже не знаю, как правильнее сказать в данном случае: «не жаль клиентов» или «не жаль жертв»?..).

Потому что подобрать хорошего тренера – дело не сложное, и не справиться с ним может только совсем уж ленивый…

 

Как НЕ надо искать консультанта-тренера?..

Есть воз и маленькая тележка неправильных советов, которые вы легко найдете на просторах Рунета.

Но я вам расскажу о двух наиболее распространенных неправильных советах.

Совет неправильный N 1 – ищите настоящего практика-предпринимателя, и он вас научит.

Я даже думаю грешным делом, не я ли сама виновата отчасти в распространении этого совета?.. Я ранее часто так писала, а эти статьи расходились по Интернету. С той только разницей, что речь всегда шла только об обучении бизнесу в целом, то есть, практике ведения бизнеса, а не об отдельных дисциплинах бизнеса.

То есть, если Вы хотите, чтобы Вас научили, как сделать бизнес – ищите только действующего предпринимателя. Причем, избегайте тех, чей единственный бизнес заключается в том, чтобы научить бизнесу. Среди таких толковых людей я не знаю. А лучше всего – пытайтесь начать сами, и приходите в МКП, чтобы было веселее начинать.

Но если вы хотите научиться продажам, макретингу, управленческому учету, бухгалтерскому учету… то есть, конкретным дисциплинам, то тут предприниматели – далеко не лучшие учителя.

На днях захожу в чей-то блог… дай бог памяти… то ли Багратион, то ли Дорохов… одним словом, гусарская такая фамилия… и читаю там, что, оказывается, тренером по маркетингу непременно должен быть человек с опытом ведения своего бизнеса.

Совет сродни такому: если хотите научиться шить платье – ищите министра легкой промышленности.

Возможно даже, что этот министр когда-то начинал карьеру на фабрике и умел шить платья. Но он тот свой опыт давно позабыл, будучи вынужденным последнее время заниматься совсем другими делами. Да и потом время его стоит несколько дороже, чем время швеи.

Поэтому я советую обратное: учитесь маркетингу у маркетолога, шить платье - у швеи, быть министром - у министра, делать свой бизнес - у предпринимателя. Это и умнее и дешевле.

Совет неправильный N 2 (его я тоже прочитала в блоге все того же героя 12-го года…) – ищите такого тренера, у которого есть СОБСТВЕННЫЕ разработки, методики, идеи…

Да, собственно, почему именно "собственные"?.. :)

Я хорошо знаю, в чем заключается крупный недостаток всех изобретателей. Они говорят ТОЛЬКО о своем изобретении :). И больше ни о чем вообще.

А в чем их достоинство?.. 

Разве физике можно учиться только у того, кто открыл хотя бы один закон физики?.. То есть, исключительно у самого Эйнштейна или Ньютона?.. Ведь школьный-то учитель ничего не изобрел?..

Это совсем не так.

Хороший тренер в год читает 100-200 книг по интересующей нас теме, и он в курсе ВСЕХ новшеств и разработок. И у него нет интереса впарить вам обязательно только одно новшество, и донести, в чем его польза. Он с равной частотой дыхания сможет рассказать обо ВСЕХ новостях :).

Средний предприниматель читает до 10 книг по бизнесу в год (такой вопрос кто-то из наших гостей задавал в МКП: причем, в МКП публика заведомо продвинутая – те, кто заинтересован в личном продвижении и развитии; другие просто не вступают в клуб).

Что же мы можем получить на семинаре хорошего тренера, который сам ничего не изобрел?..

А вот что: эффект прочитанных 100 книг в год. Сходить на семинар – как прочитать 100 книг. Выжимки из этих книг, самое важное и интересное, что в них было. И нам уже не надо будет читать эти самые 100 книг.

И тогда мы узнаем не один закон Эйнштейна. А законы и открытия Эйнштейна, Ньютона, Ландау… и всех прочих.

Так, почему бы не пойти к хорошему тренеру, который сам ничего не изобрел?..

 

Как же стоит искать консультанта-тренера?..

Конечно же, найденный вами человек должен иметь опыт конкретно в том ремесле, которому он обучает. Если это консультант по маркетингу – в маркетинге. По продажам – в продажах. По управлению – в управлении.

Причем, крайне желательно, чтобы опыт был как практический (сам работал), так и теоретический и преподавательский.

Потому что я, например, хороший маркетолог. Прибыль поднять могу. А вот научить этому не смогу никого с гарантией :). Учить не умею.

Поэтому я говорю про два опыта – опыт преподавания и опыт профессиональной деятельности.

Это самое главное.

Ну, а мы, например, в МКП обращаем внимание еще на такие вещи:

- это просто тренер, или тренер-автор (имеет собственные книги и публикации)?..

- эти книги стали бестселлерами, или нет?..

- есть ли публикации не тренера, а О тренере?.. :)

- можно ли ознакомиться со списком клиентов этого тренера, и есть ли там Сбербанк, Евросеть или ТНК?.. Или хотя бы торговая компания «Ромашка» из маленького городка и ИП Петров из поселка городского типа, которым можно позвонить и пообщаться?.. Можно ли получить рекомендации этих клиентов (или, например, других тренеров, которым вы доверяете)?..

- можно ли почитать отзывы?..

Кстати, если Вы умеете читать отзывы, то многое сможете почерпнуть из отзывов. Пусть даже пишет ООО «Ромашка», но сравните 2 отзыва:

Первый: Спасибо за тренинг! Я полностью окупил затраты на тренинг, и увеличил прибыль за последний месяц на 50%!

Второй: Спасибо за тренинг! Вы такой хороший человек! Было так интересно! У меня столько эмоций! Я приеду еще.

Если все отзывы написаны по второму типу – это звоночек. Тренер может быть очень харизматичным, но не очень практичным.

Сложно вообразить, какое количество тренеров и консультантов проходит через МКП сплошным потоком! И лишь единицы задерживаются.

МКП – это ведь не один предприниматель. Это много предпринимателей. И если много предпринимателей говорят «да, это полезно» - вероятность того, что так оно есть, согласитесь, достаточно велика.

 

И, наконец, а зачем вообще нужны тренинги и нужны ли они?..

По этому поводу есть много мнений.

Сразу отбросим два крайних:

- тренинги нужны обязательно и всегда! Без них не прожить.

- тренинги не нужны вообще никогда!

«Мне не нужны академии! Каждый гасконец с детства академик!» - как говорил д’Артаньян, который учился в военной академии, обучался фехтованию у «тренера» Атоса, а верховой езде у «тренера» д’Артаньяна-страшего…

И, надо думать, именно поэтому стал капитаном королевских мушкетеров.

Прожить без тренингов и консультантов и остаться успешной компанией, разумеется, можно.

К сожалению, я не могу Вам привести пример успешной компании, которая никогда не пользовалась услугами тренеров и консультантов. Но это еще ничего не значит: наверняка такие компании, все же, есть.

Но даже если нет – Вы можете стать первопроходцем.

Тут одно только не вполне понятно – а зачем?.. :)

Зачем лишать себя еще одного замечательного инструмента, который позволяет:

1.      оперативно получить подробнейший ответ по прямо сейчас интересующей Вас теме (можно, конечно, самому перелопатить Интернет и перечитать все книги, а можно сходить на семинар, где за вас эту работу уже сделали, неинтересное отбросили, а самое интересное вот сейчас расскажут)

2.      освоить новые приемы в работе, доселе вам неизвестные (а такие всегда попадаются: только на плохих семинарах/тренингах их мало, а на хороших больше)

3.      узнать, что нового происходит в мире по интересующей вас теме (новые законы, акты, инструкции, книги, тренеры, фильмы)

4.      спросить мнения тренера – опытного человека, который постоянно общается по интересующей вас теме с людьми, а так же – гораздо больше вас читает в силу специфики деятельности

5.      обменяться опытом с коллегами (те, кто пришел на тот же тренинг, вероятно, имеет схожую с вашей задачу)

6.      «Проветрить мозги». Немного отвлечься от своего основного занятия, причем, отвлечься с вероятной пользой. Я не знаю как вы, а я на КАЖДОМ семинаре на котором была, включая самые плохие, придумала что-то новое и полезное для бизнеса. Просто потому, что была вынуждена сидеть на стуле и слушать, а не заниматься обычными занятиями (текучкой, которая мешает мыслить стратегически).

 

Так зачем же лишать себя этого инструмента, по какой причине?..

По причине экономии, разве?..

Так экономить лучше на чем-нибудь другом…

Толстым можно экономить на сладком, глупым – на холестерине, курящим – на сигаретах, пьющим – на пиве, болтливым – на сотовой связи, влюбчивым – на девушках... :)

У каждого человека найдется способ экономить С пользой для себя.

Но я не вижу ни одной причины для того чтобы экономить НА пользе для себя…

Пусть даже с приставкой «вероятной» - на вероятной пользе для себя.

На том, что, как минимум, имеет шанс реально и серьезно положительно повлиять на ваш бизнес…

 

И все же оставим вопрос «Нужны ли тренинги?..» открытым. Пусть каждый ответит на него самостоятельно.

Потому что если вы совсем уж «гасконец» (тот, который уже с детства…), то вас все равно не переубедить, и любой, даже самый высококлассный тренинг вы обязательно сумеете сделать совершенно бесполезным. Лично для себя.

 

Людмила Лунькова

www.mkp-club.ru

При перепубликации ссылка на автора и на сайт обязательна

Добавить отзыв