Статьи

2013Все статьи за 2013

15.11

Интервью с деловарами: Лидия Серёгина

В 2005 году клубу впервые потребовался сотрудник. Своими силами мы перестали справляться с работой. И тогда мы дали клич… где же?.. да вот прямо в этой рассылке. Вы можете его найти в архиве выпусков нашей рассылки за 2005 год.

Таким образом, в клубе появилась Лидия Серегина, которая в то время работала инженером-проектировщиком.

Так началась история нового предпринимателя, потому что – тогда еще я этого не знала – любой сотрудник клуба рано или поздно создает свой бизнес. А мы вынуждены искать нового сотрудника. 

Помните, как разговаривали Атос с герцогиней де Шеврез про Арамиса?.. Я не помню дословно, но вот суть:

«Герцогиня: Это был славный молодой человек… Но говорят, он плохо кончил?..

Атос: Очень плохо, очень плохо. Он сделался аббатом…»

:) 

 

Итак, Лидия Серёгина.

Сегодня компания Серегина.ру занимается натуральными растительными  продуктами питания, и ведет деятельность в нескольких направлениях. Во-первых, это интернет-магазин www.seryogina.com, который осуществляет розничную торговлю. Во-вторых, это оптовые продажи и продажи продуктов для ресторанов. В-третьих, это контрактное производство продуктов питания под 2-мя собственными торговыми марками: Toba и Seryogina.

Лида их делит так: Toba – все натуральные подсластители (сироп топинамбура, нектар агавы и пр.) Seryogina – все растительное, натуральное не сладкое (макароны, крупы, сухофрукты, масла и пр.).

И, в-четвертых, это мастер-классы: о том, как готовить полезно и вкусно.

Всего в компании работает 10-15 человек, не считая аутсорсинга. На аутсорсинге еще бухгалтерия, дизайнеры, фасовщики и + контрактное производство, где вообще работают сотрудники не Лидиной компании.

А начиналось все в 2005 году. С рассылки на Subscribe.ru. Рассылку Лидия открыла в июне 2005 года, и именно эту дату, когда появилась рассылка, называет днём рождения проекта. Тогда это была просто бесплатная рассылка.

А в сентябре 2005 года Лидия пришла в Деловар. Тогда еще не было ни интернет-магазина, ни оптовых продаж, ни контрактного производства, ни даже мастер-классов… и клуб Лида считает одним из звеньев в цепочке событий, которые привели к тому, что компания начала расти и приносить прибыль. 

Уже в клубе появилась идея сделать свой ресторан. «С этого момента я активизировалась, начала активно учиться, посещала семинары и тренинги…». 

И оно пошло… правда, совсем в другую сторону :). Появился сайт. Сначала он назывался «Место творчества – кухня», мтв-кухня, www.mtv-kuhnya.ru, но потом стало ясно, что такое название люди не выговаривают, путают буквы, не могут попасть на сайт.

Нужно было легко запоминаемое и легко произносимое название.

«Как раз тогда в Деловар пришли Артемий Лебедев и чуть позже Игорь Манн (Манн, Иванов и Фербер), которые назвали компании своими именами», - говорит Лида.

Тогда и возникла идея назвать сайт и компанию «Серегина.ру». Произносится легко, в интернете находится легко. «А всю меру ответственности и силу этого решения я тогда еще не представляла», - добавляет Лидия.

На самом деле название оказалось выгодным еще и потому, что на рынке натуральных продуктов почти у всех игроков в названии есть буквосочетания «эко» или «био». Поэтому их невозможно запомнить. А «Серегина» невольно выделяется среди них. 

Сам рынок натуральных продуктов растет год от года, потому что люди начинают задумываться над тем, что они едят. И хотят приобретать натуральные полезные продукты питания.

«Однажды мне предложили продавать хорошее домашнее варенье, – рассказывает Лида. - Оно варилось вручную по классическим рецептам, в медном тазу, расфасовывалось в баночки, завязанные красивыми веревочками… но не пошло. То есть, не стало продаваться только потому, что варенье было сварено на белом сахаре, а моя аудитория разбирается, и кто кого воспитывает еще надо посмотреть».

Тогда пришлось задуматься над тем, кто же является аудиторией компании.

Собственно, проанализировав данные, пришли к тому, что есть три сегмента покупателей: во-первых, люди, которые хотят правильно питаться по религиозным убеждениям. Соблюдают посты, являются сыроедами (согласно своей вере), едят только кошерное и прочее. Во-вторых, «осознанные», как их называет Лидия: те, кто сознательное выбирает натуральные продукты, чтобы дольше и качественнее жить. И, в-третьих, люди, которые уже в чем-то ограничены по здоровью, которым что-то нельзя: соблюдающие диеты по разным причинам. 

Большой отдельный сектор этого рынка – фермерские продукты, как говорит Лида, «курка, млеко, яйки». 

У Лидии продукты бакалейного ряда, все растительное, нерафинированное и что имеет продолжительный срок хранения: масло, крупы, макароны, приправы, какао, сухофрукты: «сейчас у нас порядка 650 позиций, и мы знаем куда расти и расширяться».

 

Далее ЛС – Лидия Серёгина. ЛЛ – Людмила Лунькова.

ЛЛ: Есть два подхода в бизнесе и в жизни. В одном, как говорил Максим Ноготков (компания Связной) на встрече в Деловаре, человек старается развивать свои сильные стороны. А то, что плохо получается, делегирует партнерам и сотрудникам. В другом подходе считается, что надо делать именно то, что ты боишься делать, и что у тебя не получается. Тогда будет развитие. Какой подход тебе ближе?

ЛС: Я тоже над этим много думала после выступления Ноготкова. По-моему, мы даже с тобой переписывались на эту тему…

В жизни я стараюсь осваивать то, что не умею, что плохо получается. Я же могу есть одной ложкой. А могу с вилкой и ножом. А могу даже палочками. Для общего развития и для гармонии я стараюсь осваивать новое и расширять границы. Но если речь идет о бизнесе – стремлюсь делегировать именно то, что получается хуже. Иначе выходит, что трачу на это много времени, делаю плохо, это попросту неэффективно. Вдобавок мне это не нравится, и на главное, что могу делать только я, и что должна делать, сил и времени уже не остается.  

ЛЛ: Есть ли что-то, что ты не будешь делегировать ни в каком случае?..

ЛС: Стратегию. Принятие стратегических и важных тактических решений. Найм ключевого персонала. Определение продуктового ряда. Тут выслушиваю все мнения, потом сама принимаю решение.

ЛЛ: Расскажи, как бизнес влияет на тебя, на семью, на ребенка.

ЛС: Мне бизнес и клуб на самом деле позволили узнать себя. Я до этого была, как гадкий утенок. Думала, что я инженер-проектировщик. А оказалось, как в той сказке - лебедь, просто не там тусовалась :)

Сын тоже сыграл свою роль в том, что появился бизнес. Мне стало важно иметь свободный график, сначала чтобы быть с маленьким ребенком дома. Потом чтобы присутствовать на школьном празднике и видеть его выступления, чтобы быть с ним, если он приболел. Чтобы не надо было ни у кого отпрашиваться. В общей сложности, я провожу времени с сыном гораздо больше, чем могла бы проводить, будучи офисной мамой с 8-ми часовым рабочим днем.

Даже когда я работаю дома, это уже лучше для ребенка, чем если бы мама была на работе. И конечно, ему досталась «сумасшедшая» мама, с которой порой надо в банк заехать или побыть на мастер-классе или фестивале, совместить приятное с полезным. 

Важно конечно – осознанное время с ребенком, когда ты не просто суп сварил, а когда ты посветил ему время: общаешься, читаешь, играешь именно с ним. Такого времени стало больше и я его сознательно выделяю. 

Например, забираю из школы, мы идем домой и общаемся – это всегда наше с ним время. В принципе, его могла бы забирать няня – мне легко это себе позволить. Наверное, это любая женщина может себе позволить, и многие так и делают…

ЛЛ: Будет ли сын продолжать твое дело?..

ЛС: Не знаю: это ему решать. Мне только важно, чтобы сын не был офисным планктоном и не проникся бы идеологией потребления. Важно показать ему мир, как зарабатываются деньги, богатство возможностей и творчества, а всё остальное – его выбор.

Клуб важен еще и потому, что я везде на все наши выездные мероприятия беру с собой сына. Ребенок видит два образа жизни. С одной стороны, люди, которые работают на кого-то, чтобы зарабатывать деньги. С другой стороны, в клубе он видит и слушает других людей, которые что-то создают сами, которые  успевают намного больше, потому что умеют работать руками других. Он впитывает оба образа жизни. А потом он сделает свой выбор.

ЛЛ: Как ты отдыхаешь?

ЛС: У меня жизнь не делится на работу и отдых. Как и у тебя – ты же про это писала…

Начинаю с кем-то говорить, а меня спрашивают «чего ты всё про работу, да про работу?», а я вроде и не про работу… Я – про жизнь. У меня все переплетено; наверное, у любого творческого человека так. Я постоянно работаю, точнее, создаю, творю. Или постоянно отдыхаю – не знаю, как вернее. Просто получаю от этого удовольствие.

 

Отношение к бизнес мифам.

ЛЛ: Этот блок вопросов я вот почему составила. Недавно я встретилась со своим старым товарищем. Когда-то мы работали с ним вместе в компании, где я начинала работать секретарем, а закончила генеральным директором. Потом я ушла в другую компанию, и пригласила туда этого товарища. И мы еще работали вместе. А потом наши пути разошлись, и мы не виделись примерно 13 лет. За это время я создала свою маркетинговую компанию, а потом у меня появился Деловар. А он устроился в крупную западную компанию, дорос до начальника по продажам, стал зарабатывать 8000 евро в месяц, но… Компанию, где он работал, продали. И новое руководство уволило старый персонал. И сейчас он снова ищет работу. Он мне позвонил, мы встретились и долго вспоминали былое, и рассказывали друг другу про себя.

А потом я его спросила, зачем ему искать работу? Он уже может создавать что-то свое. С его опытом, связями, навыками…

«Ну, нет, ты что!», - услышала я в ответ. И получила вагон причин, почему «в этой стране нельзя строить бизнес».

«Погоди, Дима, а как же я?! Я же строю бизнес в этой стране!» - возмутилась я.

«Ты – исключение…»

Я записала все его причины, назвала их бизнес-мифами, и хочу узнать твое к ним отношение.

 

Итак,  

ЛЛ: Правда ли, что для того, чтобы начать свой бизнес, нужно много денег, так называемый, начальный капитал?..

ЛС: У меня был капитал в виде наличия свободного времени и моральной поддержки мужа. Благодаря ему, я могла работать над своим бизнесом, не получая зарплаты. И еще было большое желание. Это все мои вложения;  финансовых вложений не было.

ЛЛ: 90% бизнесов разоряются в первый же год после создания. Как тебе удалось этого избежать?.. 

ЛС: От разорения меня спасло то, что я ничего не вкладывала, кроме своего труда. Мне просто нечего было потерять. И еще у меня была железобетонная уверенность, что это все надолго.

ЛЛ: Правда ли, что для того, чтобы начать бизнес, нужно специальное образование?

ЛС: Нет, необходимости такой нет. То, чего мне не хватало, я получала и узнавала в клубе предпринимателей.

Для того чтобы начинать, образование не нужно. Но учиться нужно постоянно.

МВА я проходила, но поняла, что там тебя учат очень умные люди, которые всю жизнь работали по найму… У них наемная корпоративная психология. Ну,  я узнала, как называются какие-то вещи в бизнесе, которые до этого называла своими словами. Теперь знаю все термины и могу разговаривать на одном языке со специалистами. Главное, привлечь классных спецов в команду.

По мере развития бизнеса появляется постоянно много новых вопросов и идей. Принимая решения, хочется знать, как другие предприниматели решают эти вопросы. Важно иметь возможность обсудить идеи с более опытными товарищами. Вот эти потребности удовлетворяет клуб. Это самое главное, что дает клуб. 

ЛЛ: Чтобы начать бизнес, нужно иметь большие связи… Иначе ничего не получится. Верно?..

ЛС: Ну, это, смотря какой бизнес. Если нефтяной – то, пожалуй, да. Но нефтяной не начинала, а для моего связи были не нужны.

Хотя, я думаю, насчет нефтяного стоит посоветоваться с Белильцевым В.К. – он точно натолкнет на решение, чтобы и нефтяной бизнес тоже начать без связей… :)

ЛЛ: А как насчет того, что в России бизнес сделать нельзя. Чиновники не дадут, коррупция задушит, бандиты отберут?.. 

ЛС: Наверное, пока не доросла. Не сталкивалась. А может, не стоит «толкаться» на одном поле?  

ЛЛ: Это были мифы от тех, кто пока не начинал бизнес. А еще есть такой миф, который друг другу рассказывают те, кто уже начал. Есть даже консультанты, которые этому учат. Говорят так: я построю бизнес, пропишу бизнес-процессы, налажу систему, потом уеду в Монако и буду лежать на пляже. А мой бизнес будет расти, и приносить мне прибыль. Что скажешь?..

ЛС: В это я не верю. За вечный двигатель, по-моему, сразу обещали нобелевскую премию?.. 

Тут вмешался в наш диалог Аркадий Лопухов.

АЛ: Во-первых, не Монако, а Майями. Во-вторых, я знаю пару примеров, когда люди именно так стали миллионерами. Создавали бизнес, налаживали систему, уезжали в Майями и становились миллионерами.

ЛЛ, ЛС: ????

АЛ: Да. Представьте себе. Я знал нескольких миллиардеров, которые именно так стали миллионерами. 

 

ЛЛ: В чем главное отличие предпринимателя от не предпринимателя.

ЛС: Наверное, оно в желании и умении взять на себя ответственность. В творчестве. В активной жизненной позиции.

ЛЛ: Дай, пожалуйста, совет тому, кто сейчас начинает бизнес.

ЛС: Прийти в клуб. Это будет точно полезно. Ну, и обязательно верьте и действуйте! Все получится.

 

Это была Лидия Серегина, www.seryogina.com

 

 

Людмила Лунькова

www.mkp-club.ru -при перепечатке ссылка на автора и на сайт обязательна

Подписаться на газету, чтобы получать свежие статьи и новости клуба по почте, можно тут: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.speak (слева под названием кнопка "Подписаться")

 

Добавить отзыв