Статьи

2013Все статьи за 2013

05.04

О конкуренции в России

Как вы, читатели этой газеты, уже знаете: в России конкуренции нет. Ну, можно сказать, что ее здесь вообще нет. То есть, мало в какой сфере бизнеса можно ощутить присутствие конкурентов в России. Намного сильнее ощущаются собственные косяки в работе, которые иногда ошибочно списываются на мифическую конкуренцию.

Из этого правила в России только начинают появляться исключения.

Например, ресторанный бизнес называют одним из наиболее конкурентных бизнесов в Москве (про другие регионы России, даже про Санкт-Петербург, пока этого нельзя сказать, если верить самим питерским рестораторам).

То есть, рестораторы в Москве заговорили о том, что они почувствовали конкуренцию: оказывается, они тут не одни :).

Настал тот уровень, когда ресторанов стало сравнительно много, и работать они начали сравнительно хорошо.

При этом – немного статистики. В Лондоне примерно 22 000 ресторанов. Примерно на 8 млн. человек. С пригородами – на 13 млн. человек.

В Москве примерно 5000 ресторанов. Примерно на 12 млн. человек. С пригородами – на 20 млн. человек.

То есть, ресторанному рынку Москвы еще надо вырасти в 4 раза, чтобы только подобраться по уровню конкуренции к Лондону. Но уже сейчас рестораторы ощутили конкуренцию.

И это – один из самых конкурентных рынков в России.

То есть, если вы, например, занимаетесь полиграфией, содержите химчистку, делаете сайты или продаете мебель – у вас вообще нет конкурентов. Они вам только кажутся. Этим рынкам надо расти еще в 10-20 раз, чтобы добраться до уровня той же Европы.

Например, мы заказываем для клуба пластиковые карты (они же – бейджи на ленточках) 2 раза в год уже 10 лет. Мы, конечно, не великие заказчики, так, мелкие клиенты… Заказываем всего по 200-300, сейчас, может 400-500 карт. Но дважды в год. За 10 лет – заказали 20 раз. Последние 2 раза мы заказывали их в одной компании, которая каждый раз при изготовлении карт делает от 3 до 5 косяков. Иногда, непоправимых. Например, последний раз, нам вместо 300 оплаченных оранжевых ленточек дали 200. Еще 100 обещают отдать уже полгода.

Сейчас мне опять надо заказать карты, и я опять пойду в эту компанию (которая задолжала нам 100 ленточек).

Ну, потому что, а куда еще пойти?.. Яндекс выдаст вам по запросу «пластиковые карты» тысячи компаний.

Но мы во многих уже были.

- Я могу заказать бейджи в другой компании, которая даже денег с нас не берет, мотивируя тем, что «для такого ценного клиента мы сделаем бесплатно». Это не московская компания. Поэтому ребята такие добрые, наверное… Душевные ребята. Но только они карты так и не сделают. Потому что дальше этапа разработки дизайна мы еще ни разу не добрались. Когда их просишь «сделайте, пожалуйста, имя покрупнее» - они делают имя покрупнее, но убирают с карты год. Вы им пишете: «а зачем год убрали?» Тогда они год возвращают, и имя мелкими буквами тоже. И так – бесконечно. Когда вам надоедает эта физзарядка, вы идете в следующую компанию:

- Там с вас возьмут оплату вперед, а потом сделают бейджи совсем другого цвета, чем в утвержденном вами макете. А когда вы спросите «позвольте, почему же цвет красный, если мы утвердили оранжевый?», вам подробно расскажут, как работает станок, и что надо сделать со станком, чтобы получился не красный, а оранжевый цвет, и почему типографский работник Гоша по утрам этого делать не может. И вы будете очень хорошо знать, как работает типографский станок – хотя это вообще не ваш бизнес – даже еще лучше, чем Гоша. Но пойдете в следующую компанию:

- А там вам сделают и бейджики и ленточки. И даже в срок. Но только на бейджике забудут сделать дырочку, куда вставляется карабин от ленточки. И вы будете уныло ковырять карту карабином от ленточки… И пойдете в следующую компанию…

- И рано или поздно вы вернетесь туда, где вам дали 200 ленточек вместо оплаченных 300, потому что из всех зол вы выберете наименьшее.

И это я вам еще не рассказала, как нам делают сайт, как мне положили плитку на кухне, и как мне чинили пробитое колесо… В последнем случае самое простое, что я пережила, это когда починенное колесо отвалилось через 2 часа после ремонта на скорости 100 км. в час. Ну, 100 или 150…

И, думаю, что вас даже не очень все это удивило, потому что у каждого человека в России есть ворох своих подобных историй.

И вот эти компании жалуются на конкуренцию.

И самое умилительное – ходят на семинары, где их учат отличать УТП от ложного УТП… Чтобы бороться с конкурентами. Потому что в книгах они же читали, что с конкурентами положено бороться.

Но именно конкуренции – того единственного, что могло бы заставить их работать – в России как раз и нет :(.

Кстати, это не плохая новость. Она, безусловно, плоха для нас, как потребителей. Мы с вами, как потребители, не доживем до цивилизации. Но зато хороша для нас, как предпринимателей :).

Как вы думаете, почему Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев, владельцы сети ресторанов Ginza Group, создали свою химчистку и свой бизнес по производству и продаже фермерских продуктов?..

Я точно не знаю (мы только планируем позвать в гости этих предпринимателей на осень), но я не удивлюсь, если потому, что им просто НЕГДЕ стирать фартуки и скатерти, и покупать продукты для ресторанов.

Они наверняка уже всех, кто есть на рынке, попробовали. Поэтому решили создать свои фирмы.

И в какой бы области вы не решили создать бизнес в России, вы можете оказаться на рынке единственной компанией.

Например, если вы решите заняться изготовлением пластиковых карт. Не верьте Яндексу – у вас не будет конкурентов вообще…

…Это я сейчас в очередной раз ломала голову, где бы мне заказать бейджи?.. Где работает Гоша?.. Где не делают дырочек?.. Или где не дают ленточек?.. :)

Вот такая предпринимательская задача.

 

Людмила Лунькова

www.mkp-club.ru -при перепечатке ссылка на автора и на сайт обязательна

Подписаться на газету, чтобы получать свежие статьи и новости клуба по почте, можно тут: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.speak (слева под названием кнопка "Подписаться")

И еще в России не то что нет конкуренции, а отсутствует как явление понятие сервиса. Его просто нет.
В точку.
Я плакал. Равнение на Европу. Если, как вы считаете у нас нет конкуренции, то закажите в Европе свои карточки, где есть конкуренция. Почему я как потребитель нахожу решение своего вопроса, а вы не можете? Может за всей этой помпезностью скрывается отсутствие у вас опыта находить нужный результат?
Все может быть. А если пришлете контакт тех, кто делает пластиковые карты в срок и без косяков - будет наверняка так. Но я предполагаю, что таких компаний на рынке нет, так как в условиях, когда средняя компания делает по 5 косяков на заказ, чтобы удержаться на рынке можно делать 3-4 косяка. Совсем не делать косяков - это уже не нужная роскошь. Бизнес же делается не для достижения идеала, а для получения прибыли. Не нужно быть сверх крутым, довольно быть круче конкурентов.
Когда надо постирать фартук не открывают химчистку, а покупают стиральную машину. Фермерские продукты имеют спрос у населения и выгодны продавцам из-за высокой цены. "...починенное колесо отвалилось через 2 часа после ремонта на скорости 100 км. в час. Ну, 100 или 150…" 1. Соблюдайте ПДД. Не знаю таких трасс в России, где разрешено 150. 2. Что стало с вами и машиной - живы?
Ну, видимо, секрет в том, что владельцам международного ресторанного холдинга, в который выходит более 30 сетей ресторанов во многих городах России, приходится стирать не 1 фартук, не 1 комплект спецодежды и не 1 скатерть, и стиральной машины оказалось не достаточно.

Добавить отзыв